При подготовке важнейших государственных решений может использоваться искусственный интеллект
Имя Ольги Усковой сегодня на слуху. Меценат, президент компании Cognitive Technologies (разработка систем искусственного интеллекта), а с 2019-го — еще и гендиректор Cognitive Pilot (беспилотные системы транспорта и сельхозтехники).
Специалисты по искусственному разуму знают ее еще с 90-х. Тогда ее программное обеспечение оценили такие мировые гранды, как Hewlett-Packard, Canon, IBM и другие, — стали устанавливать его на свою компьютерную технику. А теперь созданные «Усковой и Кo» искусственные мозги шевелятся во многих сферах экономики страны.
В 2006-м Ольга вошла в топ-5 наиболее упоминаемых бизнес-леди Рунета, а в 2019-м — в топ-10 предпринимателей из России, чьи технологии изменили мир (по версии Forbes).
Мы поговорили с Ольгой Усковой о том, в каких вопросах можно довериться искусственному интеллекту, одолеют ли наши роботы враждебных заграничных и почему она ратует за мобилизационную экономику.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ШАХМАТ— Ольга, как у нас в стране с искусственным интеллектом? Вы же в этой сфере, можно сказать, с пеленок: ваш отец, Анатолий Усков, был одним из авторов знаменитой советской шахматной программы «Каисса»…
— Спасибо вам за память о папе. Да, «Каисса» была чемпионом мира по компьютерным шахматам, а шахматы были тогда важнейшим направлением искусственного интеллекта. До 2007 — 2008 годов он вообще развивался в игровых системах. А сейчас работает практически во всех отраслях: медицина, транспорт, журналистика, искусство, промышленность… В частности, мы, Cognitive, занимаемся производством искусственных мозгов для сельскохозяйственного и рельсового транспорта. У нас в Томске есть завод по производству аппаратно-программных комплексов, которыми оснащено уже более тысячи комбайнов и тракторов. Благодаря использованию искусственного интеллекта сбор урожая вырос на 40%!
— А как это на практике выглядит — комбайн без комбайнера?
— Нет, комбайнер пока в кабине. Но благодаря системе автопилотирования он практически не рулит, а все внимание уделяет уборке. Это десятки параметров: угол наклона жатки, качество зерна, отсыпаемого в бункер, и т. д. При этом умный комбайн не оставляет необработанных участков, идет точно по кромке, экономит топливо, весь урожай собирается без потерь. А следующий уровень — когда механизатор будет управлять комбайном из диспетчерской. И не одним, а несколькими. Этим мы решаем и проблему нехватки кадров на селе. Плюс вопросы, связанные с дисциплиной. Роботы не прогуливают. Профессия поднимается на другой уровень — люди от тяжелого труда переходят в режим белых воротничков. Как из «Запорожца» пересесть в «Мерседес». Еще лет двадцать — и благодаря таким проектам села возродятся.
— IT-деревни?
— Да. Молодежи будет прикольно там жить и работать, будут хорошие заработки. А другая наша тема — беспилотный трамвай. В Санкт-Петербурге уже более 100 роботизированных трамваев. Транспортная система там одна из самых передовых в мире, круче, чем в Шанхае. Безопасность движения теперь на самом высоком уровне, плавный ход, сократились интервалы ожидания. Поездка в трамвае перестала быть потным кошмаром, люди сидят в кондиционированных прекрасных вагонах с Wi-Fi, с розеткой для зарядки телефона и т. д.
— Трамваи без вагоновожатого? Или там тоже сидит человек?
— Сидит. Но мы уже подумываем, когда его можно будет убрать. Сейчас роботизированный помощник контролирует скорость, берет управление в опасных ситуациях, когда водитель отвлекся, устал. Когда вдруг выскочит на рельсы человек или животное и нужно резко затормозить. У робота реакция быстрее.
НЕЙРОСЕТЬ В ПОГОНАХ— Но наиболее активно искусственный интеллект продвигается в военной сфере — те же беспилотники…
— Роботизированные системы используются при уничтожении противника, при защите наших солдат, в управлении операциями. Есть системы, которые анализируют стиль конкретного командующего со стороны противника, анализируют его военный опыт, привычки и выдают рекомендации по планированию операции против него. Искусственный интеллект берет на себя значительную часть штабной работы. Можно американских и британских инструкторов разложить по полочкам — есть досье по Сирии, по «Буре в пустыне»…
— Это уже реальность?
— Стадия экспериментального применения, так скажем. Разработки есть, инструмент доступен. Несколько групп тестируют. Было реальное использование при подготовке наступательных операций — отличные отзывы.
С КАДРАМИ ВСЕ ОТЛИЧНО— Ольга, а как у нас в стране с кадрами для IT? Был же массовый отъезд за границу.
— Отлично с кадрами. У нас в Cognitive из 800 человек только трое уехали. Молодое поколение великолепное. Университеты выпускают отряд за отрядом.
— Вы часто говорите о необходимости мобилизационной экономики. Без нее никак?
— Мобилизационная экономика — не самоцель, а средство. Надо понимать, что страна находится во вражеском окружении и один из сложнейших вопросов — экономическое и технологическое превосходство. Помимо удобства жизни для граждан — это еще и гарантия безопасности. Противник у нас сейчас — более 50 европейских и американских стран. И нам нужно иметь арсенал современных технологий, которые мы можем использовать для защиты своих граждан и для подъема экономики. А искусственный интеллект — одна из ключевых сквозных технологий, она пронизывает все. И у нас многое уже сделано.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»Ольга Ускова родилась в Москве в 1964 году. Окончила школу на все пятерки, но медаль не дали за «плохое поведение».
В 1986 году окончила факультет технической кибернетики МИСиС. В 1993 году основала компанию Cognitive Technologies. В 2019 году Cognitive Technologies и Сбербанк создали Cognitive Pilot.
Замужем, есть сын, известный ИТ-предприниматель. Владеет собранием более тысячи произведений русского абстрактного искусства. Ведущая блогов в Телеграм, ВК и Дзен с аудиторией более 120 тысяч человек.
ДЕБЮТ
«С роботом мне работалось над книгой лучше, чем Ильфу с Петровым»
Недавно у Ольги Усковой состоялся литературный дебют — в издательстве АСТ вышла ее книга «ЭТЮДЫ ЧЕРНИ». Это роман о будущем России и мира, в котором люди и роботы будут жить (и воевать) вместе.
— Это было трехнедельное умопомрачение, — рассказывает Ольга. — Я ездила по делам в Калининград и там заболела. И с температурой 38 с девяти утра до девяти вечера из меня перла эта книга. Я ее писала на смартфоне большим пальцем. В издательстве смеются — подадим заявку в Книгу рекордов России. Потому что такого не было — 368 страниц на смартфоне.
Издательство меня предупреждало: в литературном мире вы абсолютно неизвестный человек. Поэтому не ожидайте, что книжку будут массово разбирать. Но прошел месяц, и из издательства звонят совсем с другой интонацией: «У вас самые большие стартовые показатели в истории «АСТ художественной литературы». Книга совсем недавно вышла, а у нас уже 45 000 экземпляров отгружено».
— Кстати, в книге довольно много ненормативной лексики. С матом продажи выше?
— Да что я — ради продаж? Просто это жизнь. Так на производстве разговаривают. На войне так разговаривают. Как разговаривают, так и пишу. Иначе теряется ритм правды.
— Кстати, книга написана в соавторстве с роботом. Как вам писалось вдвоем?
Лучше, чем Ильфу с Петровым, которым тоже задавали этот вопрос. Но это все-таки не совсем соавторство. «Ипполит» — покладистый помощник, на которого я сгрузила черновую работу. В книге много документальных материалов, были проработаны архивы Великой Отечественной войны, архивы по Евросоюзу. Вручную на это ушло бы полтора года. А «Ипполит» справился за сутки.
Владимир Перекрест поговорил в студии Радио «Комсомольская правда» с главой одного из ведущих разработчиков беспилотных систем в мире, президентом группы компаний Cognitive Technologies Ольгой Усковой, о чем её книга «Этюды черни», на что уже сейчас способен искусственный интеллект и опасно ли сдавать свои биометрические данные
вопросы?